РЕШЕНИЕ КРУГЛОГО СТОЛА

РЕШЕНИЕ
Круглого стола «Подготовка к «Десятилетию Организации Объединённых Наций, посвящённому науке об океане в интересах устойчивого развития» в области обучения и повышения уровня знаний о Мировом океане»
14 марта 2019 г.

В ходе Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы гидрометеорологии и устойчивого развития Российской Федерации» в ФГБОУ ВО «Российский государственный гидрометеорологический университет (РГГМУ)» при поддержке Законодательного собрания г. Санкт-Петербурга 14 марта 2019 г. состоялось заседание Круглого стола «Подготовка к «Десятилетию Организации Объединённых Наций, посвящённому науке об океане в интересах устойчивого развития» в области обучения и повышения уровня знаний о Мировом океане».

В процессе обсуждения на Круглом столе выступили:

- Сычев В.И., профессор кафедры океанологии РГГМУ, к.ф.-м.н., доцент, Ахманов Г.Г., доцент МГУ, руководитель кафедры ЮНЕСКО по морской геологии и геофизике, директор Учебно-научного Центра ЮНЕСКО-МГУ, член Координационного Комитета кафедр ЮНЕСКО РФ: «Обучение через научные исследования, как элемент подготовки к Десятилетию ООН, посвящённому науке об океане в интересах устойчивого развития»;

- Нестеров Е.С., заведующий отделом морских гидрологических прогнозов, д.г.н., ФГБУ «Гидрометцентр России»: «Оперативное гидрометеорологическое обеспечение морской деятельности»;

- Данилов А.И., советник директора ААНИИ, к.ф.-м.н.: «Использование российской арктической экспедиционной инфраструктуры в профессиональной подготовке и обучении специалистов»;

- Степанова Н.Б., с.н.с. ИО РАН, к.ф.-м.н., рук. программы «Плавучий университет ИО РАН»: «Плавучий университет Института Оокеанологии РАН»;

- Копелев Д.Н., председатель Комиссии истории географических знаний СПб отделения РГО, доцент, д.и.н., РГПУ им. А. И. Герцена: «Юбилейные даты российской маринистики в лекционном курсе "История великих географических открытий"»;

- Маркина О.М., СПБГУПТД, мастер спорта, чемпион России, магистр дизайна пространственной среды: «Повышение уровня знаний и информированности школьников о Мировом океане»;

- Стругацкий В.И., журналист; вице-президент межрегиональной общественной организации "Ассоциация полярников": «Арктика как объект подготовки специалистов в области морских наук. Взгляд журналиста»;

- Молчанов А.О., многократный чемпион мира, председатель совета Федерации фридайвинга России: «Подводные исследования и достижения российских фридайверов в рамках международных программ и контактов. Место фридайвинга в исследовании Океана и его обитателей».

Обсуждались предложения, изложенные в заявленных сообщениях Фазлуллина С.М., президента Конфедерации подводной деятельности России, с.н.с. Лаборатории взаимодействия океана с водами суши и антропогенных процессов, доцента кафедры музеологии РГГУ, Балясниковой Л.А., профессора кафедры ЮНЕСКО, д. ф. н., руководителя программы УНИТВИН/Кафедры ЮНЕСКО» в РГПУ им.А.И.Герцена.

Участники Круглого стола отметили следующее:

- в разделе 2 Пересмотренной Дорожной карты для Десятилетия Организации Объединенных Наций, посвященного науке об океане в интересах устойчивого развития сказано, что «сегодня мы являемся свидетелями беспрецедентного интереса человека к океану: интереса, имеющего экономическую, экологическую и морально-нравственную составляющие»;

- Генеральный директор ЮНЕСКО г-жа Одри АЗУЛЕ в интервью ТАСС 5 марта 2019 г. перед визитом в Российскую Федерацию и встречей с В.В.Путиным сказала, что «Россия активна во всех областях деятельности ЮНЕСКО, в том числе по части обменов в образовании, науке, культуре, коммуникации и информации, океанографии.

Россия была инициатором программы в области фундаментальных наук. Это исторический вклад страны в области международного научного сотрудничества. Мы работаем вместе в сфере экологии, гидрологии, океанографии.

У нас есть международная комиссия по исследованию в области океанографии. В этой комиссии Россия очень активна, и, кстати, ее секретарем является российский специалист. Россия была основоположницей в этой сфере».

- В разделе 2 Дорожной карты для Десятилетия предложен набор конечных результатов преобразующего характера, затрагивающих экологические, социальные и политические аспекты жизни общества, а также приводится исчерпывающее описание того, как проведение Десятилетия может способствовать достижению этих результатов;

- в подготовленном Плане создания потенциала (Задача V) и приоритетная область научных исследований и разработок 7 (раздел 2) касаются, в первую очередь, создания потенциала.

Задача V «Укрепление научно-технического потенциала и уровня знаний об океане» направлена на значительное улучшение ситуации в отношении базы научных знаний и передачи морских технологий регионам и группам стран, чьи потенциалы и возможности в настоящее время ограничены. Эта задача нацелена на повышение уровня грамотности, подготовки и образования в вопросах, связанных с океаном и его морями, в том числе в школах, среди тех, кто пользуется услугами океана, а также среди лиц, ответственных за разработку политики и принятие решений;

Подобно тому, как определяемые на национальном уровне вклады в осуществление Рамочной конвенции Организации Объединённых Наций об изменении климата (РКИК ООН) обеспечивают конструктивную обратную связь между решениями по вопросам изменения климата на национальном и международном уровнях, Десятилетие должно будет укрепить и сформулировать определяемые на национальном уровне вклады в осуществление Повестки-2030 и других всеобъемлющих международных соглашений, касающихся океана.

В той степени, в которой такие вклады носят научный и/или технический либо научно-прикладной характер, их можно было бы объединить под лозунгом Десятилетия, посвященного науке об океане, в качестве определяемых на национальном уровне вкладов в устойчивое развитие (во всех его проявлениях в рамках Десятилетия).

Приоритетное внимание здесь уделялось бы передаче морских технологий и другим подходам к наращиванию потенциала (IOC/EC-LI/2 Annexe 3 – page 45).

Среди примеров принимаемых мер, на национальном уровне могут быть использованы или возобновлены

Мера V (a) Укрепление целенаправленных мероприятий по созданию потенциала, связанных с передачей технологий, включая новые технологии, наряду с постоянным проведением наблюдений, сопровождаемых соответствующей подготовкой специалистов в ходе научных исследований.

- Принципы первого проекта «Обучение через исследования», были внедрены в Российской Федерации МГУ имени М.В. Ломоносова в 1991 г и получили развитие в РГГМУ в 1993 г. и других университетах и учреждениях, реализовавшихся под патронажем МОК ЮНЕСКО и распространенных в дальнейшем в других странах (Австралия, ЮАР и др.). В целом, программа «Обучение через исследования» стала примером успешных инициатив ЮНЕСКО. В ней сочетается формальное обучение с интенсивным вовлечением студентов в практику проведения научных исследований в океане, включающую пред-экспедиционную подготовку участников и пост-экспедиционную обработку полученных материалов в составе международных научных групп, подготовку научных выступлений и публикаций в реферируемых журналах. Ее инновации были официально признаны ООН в 1995 г., а в 2010 г. названы лучшей программой МОК ЮНЕСКО в области образования к 50-летию МОК ЮНЕСКО.

Мера V (d) Консолидация сообществ океанографов посредством коммуникации, диалога и регулярных обменов между органами власти и государственными учреждениями, другими пользователями морской среды и ее ресурсов, общественностью и представителями различных научных кругов, работающими, например, в областях естественных, социальных, экономических и медицинских наук.

- Программа «Обучение через исследования», взаимодействие кафедр ЮНЕСКО МГУ им. М.В. Ломоносова, РГГМУ, РГПУ им. А.И. Герцена реализуют интеграцию студентов в полноценный научно-исследовательский процесс и являются продуктивным примером консолидации сообществ океанографов, а также представителей научных кругов, работающих, например, в других областях естественных, социальных, экономических и медицинских наук и служат подготовке высококвалифицированных специалистов отечественной научной школы.

В Дорожной карте для Десятилетия Организации Объединенных Наций, посвященного науке об океане в интересах устойчивого развития (2021-2030) отмечается, что среди прочих «основной целевой аудиторией этой программы должны стать школы, что потребует включения "знаний об океане" в школьные программы, проведения соответствующей разъяснительной работы на уровне властей, государственных органов и широкой общественности». Пропаганда здорового образа жизни с юных лет, сопровождающая распространение «знаний об океане» — одна из важных задач предстоящего Десятилетия.

Для решения задач Приоритетной области научных исследований и разработок 7 по распространению знаний об океане на Круглом столе обсуждался вопрос привлечения и сотрудничества со специалистами высшей квалификации, признанными авторитетами, мировыми знаменитостями и рекордсменами водных видов спорта, участвующими в реализации программ по обучению молодежи и сохранению Мирового океана.

Мера V (e) Создание информационного портала, отвечающего новой роли науки в вопросах коммуникации и использования результатов научной деятельности, для регулярного распространения обновляемой информации о состоянии океана среди всех заинтересованных сторон в поддержку Регулярного процесса ООН и его Оценки состояния Мирового океана посредством имеющихся новых коммуникационных технологий и средств ассимиляции данных.

Примеры консолидации могут распространяться посредством информационного портала для регулярного распространения обновляемой информации о состоянии океана в поддержку Регулярного процесса ООН.

Так как приоритетное внимание при реализации задач Десятилетия уделяется передаче морских технологий и другим подходам к наращиванию потенциала, то участники Круглого стола отметили значительный вклад Российской Федерации в мероприятия подготовительного периода Десятилетия, сформулированные в подготовленном Плане создания потенциала (Задача V) и приоритетной области научных исследований и разработок 7 (раздел 2), которые касаются в первую очередь создания потенциала.

Примеры принимаемых мер: Мера V (a) Укрепление целенаправленных мероприятий по созданию потенциала, связанных с передачей технологий, включая новые технологии, наряду с постоянным проведением наблюдений, сопровождаемых соответствующей подготовкой специалистов в ходе научных исследований (IOC/EC-LI/2 Annexe 3 – page 45).

Приоритетная область научных исследований и разработок, План создания потенциала, Мера V (a), Укрепление целенаправленных мероприятий по созданию потенциала7: Создание потенциала, ускоренная передача технологий, профессиональная подготовка и обучение, распространение знаний об океане. (IOC/EC-LI/2 Annexe 3 – page 53-54).

Следует отметить, в журнале ИОРАН «Океанологические исследования» сформирован тематический раздел, посвящённый работам в области Повестки дня ООН 2030, на достижение целей которой направлена Программа Десятилетия. Название нового раздела: «Океан и устойчивое развитие» (Ocean and sustainable development).

Имея целью долгосрочный характер и формирование доступа широких слоев населения и структур регионального и национального уровней к современным научным знаниям, а также обеспечение возможности повышения квалификации и профессионального развития молодых ученых, на основании обсуждения докладов и сообщений участниками Круглого стола «Подготовка к «Десятилетию Организации Объединённых Наций, посвящённому науке об океане в интересах устойчивого развития» в области обучения и повышения уровня знаний о Мировом океане» были приняты следующие решения:

- поддержать планы реализации задач и стратегии МОК ЮНЕСКО в области развития потенциала в подготовительный период «Десятилетия ООН, посвящённого науке об Океане в интересах устойчивого развития»;

- предложить при создании органа (Национального комитета) Российской Федерации по реализации «Десятилетия ООН, посвящённого науке об Океане в интересах устойчивого развития» и обсуждению плана участия рассмотреть решение Круглого стола;

- предложить использовать решения Круглого стола при обсуждении планов органов Российской Федерации, имеющих поручение по реализации «Десятилетия ООН, посвящённого науке об Океане в интересах устойчивого развития»;

- учитывая многолетние инициативы учреждений Санкт-Петербурга и кафедр ЮНЕСКО, поддержать их деятельность в сфере расширения базы научных знаний и передачи морских технологий регионам проживания коренных народов, чей потенциал и возможности в настоящее время ограничены и внести их в список инициатив МОК ЮНЕСКО от Российской Федерации в подготовительный период «Десятилетия ООН, посвящённого науке об Океане в интересах устойчивого развития». Такая стратегия существенно расширит возможности для повышения качества их жизни, справедливого доступа к экономическим преимуществам, связанным с морскими ресурсами и технологиями;

- учитывая направления, обсуждавшиеся на Круглом столе Конференции, в том числе по подготовке специалистов в ходе научных исследований, по развитию обучения в области подводных исследований и подводного культурного наследия, по сотрудничеству с ААНИИ, Гидрометцентром, университетами и учреждениями Санкт-Петербурга (РГПУ им. А.И.Герцена, ГУАП, СПбГИКиТ и др.), Якутии и других регионов, рассмотреть возможность расширения программы деятельности кафедры МОК ЮНЕСКО РГГМУ в качестве (условное название) «Центра по обучению, науке и поддержке инициатив МОК ЮНЕСКО при создании потенциала и по распространению знаний об Океане».

- учитывая, что научные исследования и подготовка кадров в области морских наук «Обучение-через-исследования» отвечают стратегии ЮНЕСКО в области развития потенциала и национальным интересам Российской Федерации, ходатайствовать о включении программы «Обучение-через-исследования» (реализуемой в настоящее время в таких проектах как Class@Baikal, «Плавучий университет» Института Океанологии РАН) в список инициатив МОК ЮНЕСКО в подготовительный период «Десятилетия ООН, посвящённого науке об Океане в интересах устойчивого развития», с дальнейшей поддержкой в качестве мероприятий при проведении под эгидой МОК ЮНЕСКО для целей развития потенциала в интересах устойчивого развития 2021-2030 гг.;

- использовать платформу программы «Обучение-через-исследования (Class@Baikal, «Плавучий университет» ИО РАН)» для пред-экспедиционной подготовки и пост-экспедиционной обработки полученных материалов и публикаций участников экспедиций, получивших статус инициатив «Десятилетия ООН, посвящённого науке об Океане в интересах устойчивого развития», например, походов в Арктику в 2019-2020 гг. и к Антарктиде в год 200-летия ее открытия и др.;

Примечание: Озеро Байкал внесено в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, поэтому проект Class@Baikal и Байкальская экспедиция могут быть предложены как в план подготовки к «Десятилетию ООН, посвящённому науке об Океане в интересах устойчивого развития», так и в программы ЮНЕСКО.

- предложить от РФ включить ежегодную Международную конференцию «Морские исследования и образования (MARESEDU)», организованную МГУ им.М.В.Ломоносова и ИО РАН, в список официальных мероприятий МОК ЮНЕСКО по подготовке «Десятилетия ООН, посвящённого науке об Океане в интересах устойчивого развития»;

- отмечая активную деятельность Всемирной конфедерации подводной деятельности (CMAS), Федерации подводного спорта России, ассоциации «Федерация Фридайвинга» Российской Федерации по защите и сохранению морской среды, учитывая высокий авторитет российских организаций и спортсменов на мировой арене, осуществлять сотрудничество с признанными авторитетами, мировыми знаменитостями и рекордсменами, участвующими в реализации программ по обучению молодежи и сохранению Мирового океана (Аржанова А. В., президент CMAS, президент Федерации подводного спорта России, Молчанов А. О., председатель Совета ассоциации «Федерация Фридайвинга» РФ и др.), поддержать инициативы по реализации проекта по научным исследованиям, рекордным погружениям, охране и сохранению природы морей России подводного научно-исследовательского отряда русского географического общества им. А.А. Леонова (руководитель, председатель научной комиссии Федерации подводного спорта России Шиллер Д.А.);

опираясь на сообщения ряда национальных и зарубежных ассоциаций подводного спорта, поддержать их предложение о провозглашении 8 мая - в день рождения Натальи Молчановой, женщины, которую фридайверы всего мира называли Королевой фридайвинга, великой российской спортсменки и подвижника инициатив по сохранению океана и здоровому образу жизни, - Международным днём фридайвинга.

Такое признание станет знаменательным событием в подготовительный период к объявленному ООН Десятилетию наук об океане в интересах устойчивого развития. Оно будет напоминать человечеству о россиянке Наталье Молчановой, итальянце Энцо Майорке, знаменитом французском фридайвере Жаке Майоле и других великих покорителях глубин Океана.

В Дорожной карте отмечено, что Десятилетие ООН нацелено на укрепление и формулирование определяемых на национальном уровне вкладов в осуществление Повестки-2030, Парижского соглашения (дополнения к Рамочной конвенции Организации Объединённых Наций об изменении климата - РКИК ООН) и других международных соглашений, касающихся океана.

Такие вклады, носящие научный и/или технический либо научно-прикладной характер, могут быть объединены под лозунгом Десятилетия, посвященного науке об океане, в качестве определяемых на национальном уровне вкладов в устойчивое развитие (во всех его проявлениях в рамках Десятилетия).

Учитывая изложенное в Дорожной карте, а также в результате обсуждения участниками Круглого стола было принято:

- направить настоящее решение в адрес руководителей организаций, планирующих национальные и международные проекты, с целью консолидации усилий на национальном уровне, отвечающих инициативам «Десятилетия ООН, посвящённого науке об Океане в интересах устойчивого развития»;

- направить настоящее решение в адрес Межведомственной национальной океанографической комиссии с предложением включить перечисленные мероприятия в план ее работы в подготовительный период «Десятилетия ООН, посвящённого науке об Океане в интересах устойчивого развития», а также в предложения от делегации РФ на XXX Ассамблею МОК ЮНЕСКО в июне-июле 2019 г.;

Михеев В. Л., председатель Организационного комитета, зам. председателя Программного комитета Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы гидрометеорологии и устойчивого развития Российской Федерации», ректор РГГМУ, член Государственной комиссии по вопросам развития Арктики РФ, к.ю.н., доцент.

Сычев В.И. – член Организационного комитета конференции, модератор Круглого стола «Подготовка к "Десятилетию ООН, посвящённому науке об океане в интересах устойчивого развития" в области обучения и повышения уровня знаний о Мировом океане», профессор кафедры океанологии РГГМУ, эксперт МОК ЮНЕСКО, член Программного комитета конференции MARESEDU-2019, к.ф.-м.н., доцент.